162 lines
32 KiB
Org Mode
162 lines
32 KiB
Org Mode
|
Иноземцев Владимир Александрович
|
|||
|
Методология научного познания (просто методология)
|
|||
|
Учебник: Петров Ю.А., Лебедев
|
|||
|
* оргвопросы
|
|||
|
практика и семинары не предполагаются, зачёт
|
|||
|
курс разбиваем на 2 части: лекционная, защита реферата 7-8 занятий ноябрь-декабрь
|
|||
|
3 модуля:
|
|||
|
- теория
|
|||
|
- защита
|
|||
|
- остатки
|
|||
|
список тем ок 15.09 (2-3 человека на одну тему) Защита в конце октября
|
|||
|
Тема: Аналитические и вероятностно-статистические методы исследования
|
|||
|
реферат оформление 12-15 стр:
|
|||
|
1. титул ФИО препод тема, без содержания.
|
|||
|
2. введение 1стр (актуальность, цели, задачи, объект, субъект)
|
|||
|
3. цели и задачи (цель всегда одна и коррелирует с названием, задачи - это подразделение цели, их много, цель дробим на 3-4 задачи, например: определить, рассмотреть, ...)
|
|||
|
4. основная часть работы
|
|||
|
5. заключение (повторение, выжимка основной части)
|
|||
|
6. список литературы (по ГОСТу)
|
|||
|
ссылки на список литературы [1], [1, с.105]
|
|||
|
|
|||
|
При защите реферата времени около 6-8 минут, важно сделать акцент на актуальности, целях и задачах, результате и выводах. Работаем очно без презентаций, а заочно с презой.
|
|||
|
* Структура курса
|
|||
|
0. Предмет методологии: один из центральных разделов гносеологию (теория познания), входит в состав общего курса философии
|
|||
|
1. История методологии
|
|||
|
1.1. возникновение метода идей в эпоху античности
|
|||
|
- первые мыслители методологии на стыке с логикой сократ платон и аристотель: занимались анализом методов дедукции и индукции как методами научного познания
|
|||
|
- в средние века исчезает в связи с религиозными течениями, но, несмотря на это разработана модальная логика, логическая семантика и прочие разделы средней логики. Предположительно это связано с чтением религиозных текстов, требующих логики, но отрицающих науку и технику.
|
|||
|
1.2. появление методологии в 17м веке
|
|||
|
- рене декарт основоположник рационализма и всей рационалистической методологии. возвращается к аристотелевскому подходу
|
|||
|
- френсис бэкон основоположник естествознания, основоположник эмпирической методологии
|
|||
|
- методология научного познания незначительно развивалась в эпохе просвещения
|
|||
|
1.3. развитие методологии в раннем позитивизме
|
|||
|
- разработан огюстом контом (осуществил ревизиию науки и философии того времени)
|
|||
|
- 1850-1970-е превалировал позитивизм
|
|||
|
1.4. методология идей неопозитивизма
|
|||
|
- 20е-30е годы ХХ века: венский кружок, варшавская школа, логический неопозитивизм
|
|||
|
- концентрация на математизации научного знания
|
|||
|
- разработка и анализ структур научного знания, языков науки, логических языков
|
|||
|
1.5. методология постпозитивизма
|
|||
|
- 50е-70е годы ХХ века: лакатош, поппер, полони, кун. Их объединяет анализ динамики научного знания, в отличие от неопозитивизма, который скорее создавал методологический язык.
|
|||
|
- изучалась история наук, история методологии, привлекался материал из прошлого и смежных областей
|
|||
|
1.6. современная методология
|
|||
|
- плюралистичность (прагматизм, марксизм, постмодернизм) и другие смешения
|
|||
|
- вопросы не изучения внутренней динамики развития науки (интерналистский подход) а вписывание методологии научного познания в общий контекст развития (экстернализм)
|
|||
|
2. Теоретические пробемы методологии
|
|||
|
2.1. структура современной методологии
|
|||
|
2.2. научное знание и научная рациональность
|
|||
|
- классическая научная рациональность
|
|||
|
- неклассическая научная рациональность
|
|||
|
- постнеклассическая научная рациональность
|
|||
|
2.3. структура и уровни научного познания
|
|||
|
- эмпирический (наблюдение, эксперименты)
|
|||
|
- теоретический (формализация)
|
|||
|
- метатеоретический (философские методы)
|
|||
|
- чувственный уровень научного познания выделен лебедевым
|
|||
|
- гносеология (в принципе знание) - чувственное и рациональное
|
|||
|
- внутри эпистемология (научное)
|
|||
|
- внутри методология (подраздел)
|
|||
|
2.4. основания науки (ввёл Стёпин, разрабатывает Лебедев)
|
|||
|
- научная картина мира
|
|||
|
- идеалы и нормы научного исследования
|
|||
|
- философские основания науки
|
|||
|
все менялись на всех этапах развития методологии.
|
|||
|
переходы от одних оснований науки к другим - это научные революции. Первым говорил об этом Томас Кун, ввёл понятие. Хотя больше говорить о научных революциях присуще марксистам.
|
|||
|
2.5. динамика научного знания
|
|||
|
- почему происходит
|
|||
|
- почему происходит рост
|
|||
|
- понимание истины в науке
|
|||
|
* История методологии
|
|||
|
латинский становится общим языком науки только на рубеже нашей эры. до этого использовались греческие термины.
|
|||
|
до 17 века всё образование в европе происходило на латинском языке.
|
|||
|
- формирование методологии (в рамках античной философии)
|
|||
|
- развитие методологии (в новое время)
|
|||
|
** возникновение методологии и формирование методологии в период античности
|
|||
|
*** особенности античной науки (древняя грефия, древний рим)
|
|||
|
- наука была не похожа на современную и даже на науку начала нового времени
|
|||
|
- для обозначения использовался термин Философия. в качестве главного образа учёного выступал философ (в средние века вся наука локализовалась в церкви и образом стал монах или священнослужитель)
|
|||
|
- созерцательный и умозрительных характер. господство рабовладельческого строя, и любая практическая деятельность, в том числе эмпирическая деятельность учёного - это удел рабов. несмотря на то что философия больше был удел рабовладельцев, поэтому они не занимались практической деятельностью, а созерцали. созерцание (др греч теория). несмотря на это был сделан ряд некоторых умозаключений, например, анатомичность. считалось, что можно весь мир познать с помощью ума. Парменид, Платон.
|
|||
|
- в основе лежал принцип разумного или достаточного основания. в отличие от мифологии и религии где многие положения принимаются на веру. так Сократ, и представители классической школы были нацелены на критическое освоение действительности, не принимались на веру, а должны были быть доказаны. то есть обоснованность - это основной критерий научности. Пифагор - ввёл слова философия и математика, и своих учеников поделил на две группу - опусматики простые обыватели, знание давалось без доказательства, считали пифагора богом, их было большинство, и математики - кому знание давалось только обосновано, появилась процедура доказательства (далее в средние века критерий доказательности укрепился, несмотря на господство религиозного мировоззрения)
|
|||
|
*** формирование методологии
|
|||
|
решение вопросов первооснов (например, число, физические явления). гносеология, теория познания. в эпоху античности была периферической областью. вся проблематика сводилась к вопросу о взаимоотношению методов познания дедукции (от общего к частному) и индукции (от частного к общему), частично интуиции. категорический силлогизм (3 высказывания, два вводных третий результат) все металлы электропроводны, медь - металл, значит медь - электропроводна. но учёные ещё не задаются вопросом откуда взялся первый тезис, проблема генерализации. (все люди смертны, сократ человек, значит сократ смертен). также это выводы из логических высказываний. индукция сводит набор множества знаний к общему. (методология Бэкона - был первый, кто начал формализовывать). в античности - это полная индукция, в целом если взяли десять предметов класса и описали свойства - можем говорить о том, что все предметы этого класса обладают этими же свойствами. у аристотеля появляется ещё один вариант полной индукции через перечисление.
|
|||
|
Сократ и его последователи изучали природу (др греч фюзис, их называли физиками) был первым, кто обратился к изучению человека и этической проблематике (антропология и этика). занимался проблемами изучения обобщений относительно человека. своей задачей он видел определение общих этических понятий - добро, зло, честность, добродетели. как правило он приводит примеры добра зла благородства храбрости и переходит к определению этих понятий, то есть занимался индукцией. индукция и дедукция это общелогические понятия, не только научные.
|
|||
|
Платон, его ученик. вся его методология идёт через теорию идей (основоположник идеологизма) превалировали не материальные субствнции. продолжал работу в направлении индукции. фактически только через диалоги платона у нас есть информация о том, что говорил сократ. вопрос, насколько платон свои собственные мысли привнёс в диалоги с платоном и насколько сократ - это аутентичный сократ, а не платонова проекция. платон продолжает понимание индукции как переход от частного к общему. увязывает с теорией идей. идеи - вечны и неизменны, смотрит на индукцию как на обратную дедукцию. с точки зрения исследователей 19-20 века это казалось анахронизмом, считается, что на него повлияти индийские мировоззрения, но платон считал, что знание - это припоминание того что было в прошлой жизни. сейчас считается что за этим стоит интуиция, как метод, никогда не называемый платоном.
|
|||
|
Аристотель - создал теорию дедуктивных умозаключений. крупнейший систематизатор всей античной мысли, разделил науки на практические, теоретические и поэтические. был отцом науки, которая потом будет названа логикой, термин будет введён через 50 лет после аристотеля. написал около десятка работ Органон (инструмент). то есть логика не самостоятельна, а методологический инструмент других наук. разработал и ввёл в употребление 3 из 4 законов мышления - закон тождества, закон исключённого третьего, закон недопущения противоречия. разрабатывает категорический силлогизм, теорию индукции (использует для индукции термин диалектика, поскольку неоднозначная, не даёт совершенных знаний).
|
|||
|
|
|||
|
отсюда же возникает софистика (у жабы нет крыльев, у вас нет крыльев, значит вы жаба)
|
|||
|
** средние века
|
|||
|
религиозное мировоззрение и религиозная философия.
|
|||
|
важнейшее достижение - появление образовательных учреждений, университетов, в отличие от античной, которая концентрировалась в школах физиков, вокруг платона аристотеля и специализированных научных школ поздней античности (александрийская школа в египте с изучением арифметики механики астрономии геометрии итд). первый универ - италия, болонья. их предшественник - монастырские школы, где монахи передавали свои знания выходцам из разных сословий. универы важны тем, что в них в широком диапазоне начинают воспроизводиться научные знания. в основном науки в итоге были гуманитарными потому что недостойно верующему человеку изучать природу, всё знание изложено в святых книгах, знать больше было не положено, получается был негласный запрет на естествознание. образованность сводилась к знанию латинского, древнееврейского, греческого. то есть филологические. знание языка и умение интерпретировать тексты. конец 13 века - роджер бэкон считает что нужно изучать природу, считается изобретателем очков, знание - сила. многие его тезисы повторялись френсисом бэконом в 17 веке
|
|||
|
** новое время
|
|||
|
эпоха возрождения это в первую очередь развитие искусства в италии, но в части познания не было ничего нового. 17-18 век, начало эпохи капитализма после великих географических открытий. появление мануфактур и захват новых территорий и начало исследований в области естествознания. здесь появляется две основных программы (иногда противоречащих)
|
|||
|
1. эмпирически-индукционистская программа (методология) фрэнсиса бэкона
|
|||
|
2. рационалистически-дедуктивистская программа (методология) рене декарта
|
|||
|
спор школ перешёл в 18 и даже 19й век.
|
|||
|
*** эмпирически-индукционистская программа Бэкона
|
|||
|
1626й год простудился и умер. главная установка Бэкона - это борьба со схоластикой, аристотелем и его учениками, ультрадедуктивизмом. бэкон понял что дедукции недостаточно пишет работу под названием новый органон. противопоставляет себя аристотелю, формализует индуктивные рассуждения. рассматривает пять методов неполной научной индукции
|
|||
|
- сходства
|
|||
|
- различия
|
|||
|
- соединённый метод сходства и различия
|
|||
|
- сопутствующих изменений
|
|||
|
- остатков
|
|||
|
последний - это единственный, который он не успел, он будет описан в середине 19-го века джоном стюардом милем в волне раннего позитивизма. бэкон считает, что естествознание должно быть востребовано в индуктивных процедурах. считает что в эпоху схоластики появилось слишком много идолов (ошибок ума, заблуждений) и нужна большая работа по искоренению и профилактике, выделяет 4 типа:
|
|||
|
- идолы рода - общие заблуждения, видимые человеку, связанные с восприятием человека
|
|||
|
- идолы пещеры - платоновская аллегория пещеры, у всех есть индивидуальные особенности восприятия, с детства надо над этим работать
|
|||
|
- идолы рынка (рыночной площади, форума) - связаны с искажением восприятия от коммуникаций, непонимания других людей, разных языков
|
|||
|
- идолы театра - неправильная, чрезмерная вера в авторитет.
|
|||
|
называет в работах три пути
|
|||
|
- паука - догматика дедуктивиста
|
|||
|
- муравья - противопоставление, эмпирик. изучает всё, что видит, собирает все факты, которые даже не всегда относятся к делу.
|
|||
|
- пчелы - выглядит как эмпирический, но при этом избирательно
|
|||
|
делает упор на факты и наблюдения, а не на рассуждения и дедукцию.
|
|||
|
*** рационалистически-дедуктивистская программа декарта
|
|||
|
1650й год умер. работы писались как ответ бэкону после его смерти. реабилитирует дедукцию, но не в аристотелевском смысле, возрождает идеи Платона. дополняет дедукцию и делает акцент не на эмпирическом, а на рационалистическом аспекте. увеличивает роль разума. Удалось построить цельную методологическую программу, антитеза Бкэону. в "Рассуждениях о методе" возвращается к изучению интуиции (интеллектуальная интуиция, по сути, свёрнутая дедукция, пропускание промежуточных этапов рассуждений). наряду с ним в этом направлении работали Спиноза и Лейбниц. рационалисты.
|
|||
|
*** третьим можно выделить подход 20-3-е годы 17 века рационализм.
|
|||
|
проявил себя в конкретно научных областях. ньютон, галилей. в методологии уделяют внимание роли и значению гипотезы. к 19му веку оформиловь в гипотетико-дедуктивный метод. попытка отказаться от крайностей первых двух подходов, обращение к реальным результатам научного познания. можно выделить второе крыло связанное с завершителями первой и второй парадигмы - блок (англ учёный) и лейбниц.
|
|||
|
*** Кант априористско-дедуктивистская концепция
|
|||
|
вещи-в-себе, империум.
|
|||
|
вещи в себе не могут быть постигнуты. пытается нащупать основопологающие моменты априорного знания. врождённые идеи (встречаются и у платона и у декарта). кант продолжает линию декарта, но превращает её в более общую. впервые представляет познание как бесконечный процесс.
|
|||
|
*** Гегель
|
|||
|
один из первых формулирует в современном значении диалектический метод.
|
|||
|
диалектика это
|
|||
|
- античность это искусство спора ради достижения истины
|
|||
|
- средние века это формальная логика (аристотелева)
|
|||
|
- новое время это диалектический метод (по сути в понимании Гегеля (идеалистически) и Маркса (материалистически) это три законы 1 единства и борьбы противоположностей, 2 отрицания отрицания, 3 перехода количества в качество).
|
|||
|
внёс явный отрицательный оттенок в термин метафизика.
|
|||
|
- античность важнейшая работа аристотеля, то что он называет пераой философией
|
|||
|
- средние века (кант тоже пользовался) не было негатива, теоретическая философия.
|
|||
|
- новое время (гегель) - метод, противостоящий диалектическому.
|
|||
|
* методология раннего позитивизма (вторая половина 19-го века)
|
|||
|
включает в себя множество школ и направлений. можно свести в несколько основных волн:
|
|||
|
** раний Позитивизм 30-80е годы 19го века (фр Конт, анг Милль, анг Спенсер)
|
|||
|
Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)
|
|||
|
- Теологическая (античность) — в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени: фетишизм, политеизм и монотеизм.
|
|||
|
- Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
|
|||
|
- Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
|
|||
|
- Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
|
|||
|
|
|||
|
- Метафизическая (возрождение и новое время) — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
|
|||
|
|
|||
|
- Позитивная (1930+) — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для научной революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.
|
|||
|
|
|||
|
Милль добавляет метод остатка к индуктивистским методам Бэкона.
|
|||
|
|
|||
|
Спенсер популяризует позитивизм. Формирует понятие системного подхода, глобальный эволюционизм (геология до дарвина, затем знаменитая работа дарвиа, затем распространение от астрономии до социальных наук). выделяет эволюцию в неживой, живой природе и социальной эволюции.
|
|||
|
** неокантианство
|
|||
|
возврат к идеям канта, выделяют два типа: науки о прирроде, науки о духе.
|
|||
|
** махизм или империокрейтицизм (физик эрнст мах, швейцарский химик аринариус)
|
|||
|
критика опыта, сыграл связующую роль разных волн позитивизма. единственное направление, которое раскритиковал Ленин.
|
|||
|
** неопозитивизм
|
|||
|
1. венский кружок
|
|||
|
2. львовско-варшавская школа
|
|||
|
|
|||
|
* подходы к классификации научной рачиональности
|
|||
|
выделяются конкретные культурно-исторические типы науки
|
|||
|
1. восточная преднаука
|
|||
|
2. античная наука
|
|||
|
3. средневековая наука
|
|||
|
4. классическая наука
|
|||
|
5. неоклассическая наука
|
|||
|
6. постнеклассическая наука
|