188 lines
63 KiB
TeX
188 lines
63 KiB
TeX
\documentclass[a4paper,fontsize=14bp]{article}
|
||
|
||
\input{../common-preamble}
|
||
\input{../bmstu-preamble}
|
||
\numerationTop
|
||
|
||
\begin{document}
|
||
\thispagestyle{empty}
|
||
\makeBMSTUHeader
|
||
|
||
\vspace*{4em}
|
||
|
||
\begin{center}
|
||
\LARGE{\textbf{Реферат \\
|
||
на тему \\
|
||
<<Методы чувственного познания в науке>> \\
|
||
по курсу \\
|
||
<<Методология научного познания>>
|
||
}}
|
||
\end{center}
|
||
\vspace*{5em}
|
||
\begin{flushright}
|
||
Выполнил: Овчинников И.И.\\
|
||
Группа: ИУ3-11М \\
|
||
Принял: Иноземцев В.А.
|
||
\end{flushright}
|
||
\vspace*{5em}
|
||
\begin{center}
|
||
Москва, 2021 г.
|
||
\end{center}
|
||
\newpage
|
||
\pagestyle{fancy}
|
||
\tableofcontents
|
||
\newpage
|
||
\section{Введение}
|
||
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современном мире наука развивается с чрезвычайно высокой скоростью и объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. За последние триста лет, примерно такой возраст современной науки, человечество сделало такой большой рывок, который был невозможен для наших предков. Весь окружающий мир показывает, какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей научно-технической революции, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления <<новой экономики>>, для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки информации.
|
||
|
||
Можно смело утверждать, что основная форма человеческого познания – наука в наши дни становится всё более существенной и значимой частью реальности. Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом учёного помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, довольно трудно определить. Ведь в мире существует более десяти тысяч наук, каждая из которых имеет свои специфические методы и предмет исследования.
|
||
|
||
Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философских знаний у любого ученого. Вдобавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного познания.
|
||
|
||
Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.
|
||
|
||
Целью данной реферативной работы является освещение методов чувственного (эмпирического) познания в науке. Задачами работы - определение чувственного познания и его места в познании в целом, определение уровней чувственного познания, определение места и роли чувственного познания в науке.
|
||
|
||
\section{Чувственное познание}
|
||
Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование.»[1, c.208]
|
||
|
||
На протяжении всей своей жизни человек налаживает связь с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное им. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
|
||
|
||
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.
|
||
|
||
Наборов операций и приемов, благодаря которым осуществляется познание, существует множество. Все методы делятся на два типа: эмпирические и теоретические. Благодаря особенности чувственного познания, большинство теоретических (или научных) приемов, таких, как анализ, дедукция, аналогия, индукция и пр. к нему не применимы. Создавать впечатление об объектах возможно лишь с помощью следующих действий:
|
||
\begin{itemize}
|
||
\item [--] Наблюдение – то есть восприятие явлений, не осуществляя вмешательство в них.
|
||
\item [--] Измерение – определение отношения измеряемого предмета к эталонному.
|
||
\item [--] Сравнение – выявление сходств и различий.
|
||
\item [--] Эксперимент – помещение предметов и явлений в управляемые условия и изучение их.
|
||
\end{itemize}
|
||
|
||
Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств.
|
||
|
||
Основа объективности содержания чувственного объекта и чувственного познания вообще — норма чувственного восприятия человека, которая у большинства людей одинакова или имеет минимальные отклонения от нормы. В науке объективность содержания чувственных восприятий исследователя дополнительно гарантируется и контролируется с помощью различного рода научных приборов и измерительных устройств — микроскопа, телескопа, фото-, видео- и киносъемки, термометра, барометра, химических реагентов и т.д. Критерий существования чувственных объектов в свое время сформулировал британский философ и епископ Дж. Беркли: для подобного рода объектов «существовать» означает «быть воспринимаемым». К этому критерию Беркли необходимо добавить еще один: быть повторно воспроизводимым и идентифицируемым с помощью органов чувств или приборов. Множество чувственных объектов с их свойствами и отношениями образует чувственную реальность. Эта реальность имеет особый статус и характер, будучи посредствующим звеном между объективной реальностью (множеством «вещей в себе» — Кант) и эмпирической реальностью науки.
|
||
|
||
\section{Формы чувственного познания в науке}
|
||
Большинство философских систем, сложившихся в Новое время, выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное познание. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного философа. Рационалисты, например Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и Гегель, были склонны приписывать решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром. Сторонники эмпиризма, напротив, признавали чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. <<В интеллекте нет ничего такого, - утверждал Гоббс, - чего бы не было в чувственном восприятии.>> Эту мысль в еще более резкой форме повторял Локк. Но если все знания, размышляли рационалисты, формируются лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то откуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств.
|
||
|
||
Этот спор и в наши дни не утратил своей остроты. Он приобрел особое значение в связи с развитием исследований по созданию искусственного интеллекта. В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного познания относят: ощущение, восприятие, представление.
|
||
\subsection{Ощущение}
|
||
Для познания человеком вещей и процессов природы необходима форма деятельности, которая называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.
|
||
|
||
Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, т.е. ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения <<информационной способности>> на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Современные биологические науки исследуют сложнейшую структуру нервных процессов человека, деятельность его мозга, показывая, какие именно процессы мозговой деятельности выполняют функции <<приема>> и <<переработки>> ощущений. Так, в затылочных отделах коры головного мозга - <<центр>> зрительных ощущений, в теменных отделах - осязания, в височных - центр слуховых ощущений, задняя часть коры головного мозга в основном перерабатывает информацию, тогда как передняя подает сигнал, <<инструкцию>> деятельности, лобные доли мозга обеспечивают сравнение эффекта действия с исходным его замыслом.
|
||
|
||
Естественно-научный подход к изучению ощущений характеризуется также тем, что человеческая чувствительность, т.е. способность человека реагировать на воздействие внешнего мира, рассматривается в тесной связи с эволюцией природы. При этом устанавливается, что способность отражения в разной степени присуща всем живым существам, а в зачаточной форме свойственна вообще всей природе. Поскольку такая способность рассматривается как универсальное, предельно широко понимаемое свойство всего природного мира, возможно также исследование человеческого ощущения с точки зрения восприятия и отражения внешнего сигнала, его передачи и переработки поступающей в организм информации. Такой подход характерен для теории информации, в частности для кибернетики.
|
||
|
||
Ощущение выступает субъективным, идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо существующим вне сознания человека предметом или каким-либо объективным раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога, прежде всего потому, что на кожу подействовал огонь, раскаленный предмет. Но в самом огне, в самом горячем предмете, разумеется, нет боли; боль есть особый ответ нашего организма. Боль - ощущение человеческого существа, которое имеет своим следствием определенное состояние его психики, эмоций, ответную реакцию, то или иное действие.
|
||
|
||
Весьма важно то, что уже в ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта (его органов, процессов, совершающихся в его организме, в его мозгу, в его психике) с теми вполне определенными явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически взаимодействует данный субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые реально вступает и реально включен человек. Так, мы знаем, что предмет определенным образом расположен в пространстве относительно воспринимающего субъекта, и ощущение строго зависит от этого взаимного пространственного расположения, пространственного отношения предмета и субъекта: качество, форма, интенсивность зрительного и слухового ощущения, обоняния зависят от близости или дальности предмета, от того, каким образом, какой стороной он обращен к воспринимающему человеку и т.п.
|
||
|
||
Ощущения одновременно зависят и от состояния органов чувств и всего организма (так, у дальтоников - иные зрительные ощущения, чем у обычных людей, у больного человека - иные обонятельные и вкусовые ощущения, чем у здорового, и т.п.). Но, несмотря на эту, весьма сложную двойную зависимость, ощущения и от объекта, и от субъекта, в процессе функционирования сознания у человека выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную информацию, поставляемую ощущениями и другими компонентами чувственного опыта. По интенсивности ощущения мы можем более или менее определенно судить о том, насколько нагретым или охлажденным является предмет, как далеко он расположен от нас, насколько интенсивен реальный источник звука и т.п. Можно сделать вывод, что ощущения дают нам первую, самую элементарную форму образного отражения предмета. Образ является идеальной формой отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме.
|
||
|
||
Специфическое свойство человеческого чувственного познания связано с тем, что отдельные, конкретные ощущения, являясь составными элементами чувственного отражения, реально, на деле, не существуют обособленно друг от друга: они не существуют вне целостного образного отражения того или иного предмета или явления. Например, когда мы смотрим на дом, мы видим его как целое, хотя отдельное и конкретное зрительное ощущение показывает нам часть дома, часть его крыши и т.п. При этом зрительные ощущения неотделимы от слуховых и прочих, разумеется, при условии нормального функционирования органов чувств. Книга лежит на столе, я ее реально вижу как целое, хотя конкретное, отдельное ощущение непосредственно <<показывает>> мне лишь часть обложки, если книга закрыта, две страницы, если она открыта.
|
||
|
||
Чувственная деятельность человека уже на ранних этапах развития человеческого общества привела к возникновению формы целостного восприятия предмета, к закреплению и сохранению особой способности образа - <<представлять>>, давать объективный предмет как нечто целое. Хотя мы при помощи различных органов чувств ощущаем пространственную форму, цвет, звук, запах, в то же время действует чувственная способность синтезировать ощущения, превращать их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет подается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т. е. в виде объективной, независимой от сознания целостности.
|
||
|
||
\subsection{Восприятие}
|
||
Восприятия определяются как целостный образ предмета, находящегося перед нами. Это может быть образ восходящего солнца, горной вершины или музыкальной мелодии. В современной философии (феноменологии) выделяют различные уровни восприятия:
|
||
\begin{enumerate}
|
||
\item восприятие без интерпретации (что-то мелькает за окном, какой-то предмет лежит на дороге);
|
||
\item восприятие конкретного предмета (веревка, а не змея);
|
||
\item понимание, что объект существует независимо от сознания воспринимающего;
|
||
\item сознание, что именно субъект воспринимает этот предмет;
|
||
\item понимание, что восприятие субъекта и сам объект не тождественны, что в объекте могут быть другие стороны и свойства, не воспринимаемые в данный момент.
|
||
\end{enumerate}
|
||
|
||
Уже этот анализ показывает, что восприятие нельзя рассматривать лишь как копирование, бездумное созерцание внешнего мира. Оно пронизано мыслительной деятельностью человека. Влияние духовного облика человека, уровня его культуры на характер восприятия проявляется и в других формах. Оно определяет избирательный характер восприятия. Человек обращает внимание, прежде всего на то, что ему интересно. Не случайно Р. Декарт в работе <<Страсти души>> на первое место ставит удивление, которое служит важнейшим стимулом познания и открытия нового. Размышления придают особую эмоциональную окраску воспринимаемому. Так, выделяют <<закадровое>> мышление, когда ожидание приятной встречи вечером накладывает определенный отсвет на все предметы.
|
||
|
||
Особенно важна роль теоретической подготовки в восприятиях, относящихся к проведению научных наблюдений и экспериментов. Кроме того, в зависимости от системы ценностей один и тот же предмет может восприниматься разными людьми как красивый или безобразный, вредный или полезный. Могут изменяться и восприятия одного и того же человека. Так, он может видеть в любимом массу достоинств, которые не замечают другие. Но если любовь сменяется равнодушием или даже ненавистью, то даже признанные всеми качества покинутого человека оказываются за пределами восприятия. Восприятие - целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Достаточно простого размышления, чтобы увидеть, что восприятие отнюдь не является механическим суммированием ощущений. Восприятие зарождается и существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия - процесс активный и по-своему творческий. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет не находится в непосредственном доступе. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувственного познания, которая называется представлением.
|
||
|
||
\subsection{Представление}
|
||
Представление - образ ранее воспринятого предмета, сохранившийся в памяти, или создание нового образа с помощью воображения и знания. Представление "беднее" восприятия, так как теряются некоторые качества объекта, проявлявшиеся на уровне восприятия. Здесь более четко выражен избирательный характер познания, так как запоминаются наиболее интересные и значимые для субъекта черты предмета, играющие роль в деятельности человека и его переживаниях. В представлении более отчетливо, чем в восприятии, проявляется активная роль мышления, особенно при создании образов будущего.
|
||
|
||
Классификация представлений включает:
|
||
\begin{itemize}
|
||
\item [--] образы-репродукции (мысленное воспроизведение восприятия);
|
||
\item [--] образы-предположения (образы героев художественных произведений, описанных пейзажей);
|
||
\item [--] образы-модели (модель атома);
|
||
\item [--] образы, выражающие цели деятельности и последовательность операций, необходимых для достижения этих целей (посадить сад, вылечить больного);
|
||
\item [--] образы-символы и т.д.
|
||
\end{itemize}
|
||
|
||
Особенность чувственного образа - его целостность. Предмет воспринимается как органическое единство составляющих его элементов. В то же время воспринимаются его пространственная ограниченность, длительность как изменение его состояний. Здесь особенно ярко выражается связь восприятий и представлений. Необходимо отметить также избирательность чувственного образа, когда воспринимаются прежде всего значимые для субъекта стороны и свойства предметов. Особенность чувственного образа - включенность в него знаково-языковых структур. Знак служит для замещения предмета, выступает как основа метода формализации, средство получения проверяемого, концентрированного знания. Он сокращает умственные операции, дает возможность передавать машинам отдельные логические операции. Слова, формулы используются как знаки. Широко употребляются предметы-символы для замещения абстрактных идей (например, флаг, голубь, елка). Символы используются в художественном творчестве, в познании социальной реальности. Так, образу Прометея придавалось разное звучание в различные исторические эпохи. В наши дни он становится образом-символом западной цивилизации как активной деятельности.
|
||
|
||
К чувственному познанию относятся также эмоции: гнев, страх, сомнение, заинтересованность, удивление. Без их влияния невозможен поиск истины. А. Эйнштейн писал, что <<самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы можем испытать, - это ощущение тайны. Если же человек утратил способность удивляться и замирать в священном трепете, то его можно считать мертвецом>>. Трудности в преодолении препятствий, страдания, недовольство собой - необходимые компоненты любой познавательной деятельности.
|
||
|
||
Чувственное познание включает и интуицию. Она определяется как способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без помощи логических аргументов. Ее роль особенно велика в творческом процессе, создании новых научных теорий, когда необходимы внезапные скачки ума, прорывающие сеть сложившихся стереотипов, доказательств и обоснований. Интеллектуальная интуиция рассматривается как внутреннее прозрение. Не случайно в <<Рассуждении о методе>> Декарт ставит интуицию на первый план. К особенностям интуитивной деятельности относят неожиданность решения задачи, неосознанность путей и способов её решения, непосредственное постижение истины на сущностном уровне. Существует стандартизованная интуиция (например, определение врачом характера заболевания пациента по его действиям) и эвристическая (например, осознание Кеккуле структуры молекулы бензола как образа змеи, хватающей себя за хвост).
|
||
|
||
\section{Методы чувственного познания в науке}
|
||
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль чувственного познания в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность в системе гносеологического отношения <<субъект - объект>>. Основная задача эмпирического познания — собрать, описать, накопить факты, произвести их первичную обработку, ответить на вопросы: <<что есть что?>> <<что и как происходит?>>
|
||
|
||
Факт — основное понятие эмпирического познания. Он обозначает, фиксирует реальность в статусе объекта исследования. Факт может быть действительно <<упрямой вещью>>, но только во всей своей полноте. Непроверенные факты, факты с большой долей фантазии, надуманные - могут стать основанием для спекуляций, сомнительных выводов, заблуждений и даже лжи. Всё это заставляет исследователя рассматривать факт не как цель, а как отправную точку в познании. В то же время без фактофиксирующей деятельности подлинное познание не может осуществиться. Эту деятельность обеспечивают наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
|
||
|
||
\subsection{Наблюдение}
|
||
Исходной формой эмпирического познания считается наблюдение, поскольку оно применяется и в рамках эксперимента и измерений, хотя может проводиться самостоятельно, особенно на первых этапах становления науки. Поэтому целесообразно начать обсуждение методов эмпирического познания именно с анализа функций и особенностей наблюдений в науке.[7, с.39]
|
||
|
||
Наблюдение — это направленное восприятие объекта познания с целью получения информации о его форме, свойствах и отношениях. Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная направленная форма гносеологического отношения субъекта к объекту, усиленная дополнительными средствами фиксации информации и ее трансляции. Научное наблюдение представляет собой целенаправленное, систематическое и организованное восприятие изучаемых предметов и явлений. Связь наблюдения с чувственным познанием очевидна, поскольку процесс восприятия деятельности связан с переработкой и синтезом тех ощущений, впечатлений и образов, которые наблюдатель получает от внешнего мира. Все они служат отображением отдельных чувственно воспринимаемых свойств, сторон и отношений наблюдаемых предметов и явлений. Иногда наблюдение может относиться также к восприятию переживаний, чувств и иных психических состояний самого субъекта. Такое наблюдение называется интроспекцией.
|
||
|
||
Осуществление наблюдения предполагает:
|
||
\begin{itemize}
|
||
\item [--] цель;
|
||
\item [--] выбор методики;
|
||
\item [--] план наблюдения;
|
||
\item [--] контроль за корректностью и надежностью полученных результатов;
|
||
\item [--] обработку, осмысление и интерпретацию полученной информации.
|
||
\end{itemize}
|
||
|
||
Последнее требует особого внимания. С одной стороны, фактофиксирующая деятельность претендует на получение достоверной информации. С другой стороны, эта информация несет на себе печать субъективности (Ф. Бэкон об идолах <<рода>> и <<пещеры>>)[3, c. 18-46]. Иногда исследователь сам себя загоняет в угол, стараясь увидеть то, чего нет в действительности, или же наоборот, не замечает того, что очевидно для всех, кроме него, ибо это противоречит принятой им идее объекта. Элементарное по своей природе наблюдение оказывается далеко не простым. Будучи первичным генератором фактов, наблюдение может быть дорогой к истине, а может проложить путь к заблуждению. Отсюда необходимость особого внимания к наблюдению, четкого выполнения всех требований этой операции познания, а кроме того, осуществления контрольного наблюдения.
|
||
|
||
Наблюдение в научном исследовании призвано осуществить три основные функции. Первая и важнейшая из них состоит в получении той эмпирической информации, которая необходима для постановки новых проблем, возникающих с обнаружением несоответствия между новыми фактами и старыми способами их объяснения. Эта особенность характерна прежде всего для фактов, которые не могут быть исследованы экспериментально (астрономические, геологические, многие социальные и другие явления и процессы).
|
||
|
||
Вторая функция наблюдений связана с эмпирической проверкой тех гипотез и теорий, которые нельзя провести с помощью эксперимента. Разумеется, экспериментальное подтверждение или опровержение гипотез предпочтительнее, чем проверка с помощью наблюдений. Однако там, где невозможно поставить эксперимент, единственными свидетельствами могут служит только данные наблюдений. При наблюдениях, которые сопровождаются точными измерениями, результаты проверки гипотез могут оказаться не менее надежными, чем экспериментальные, что подтверждается историей развития астрономии.
|
||
|
||
Третья функция наблюдений заключается в том, что в процессе проверки гипотез и теорий именно их эмпирически проверяемые следствиями соотносятся с непосредственно наблюдаемыми фактами, которые формулируются на языке наблюдений. Ученый обращается к теории, чтобы целенаправленно вести наблюдения, с другой стороны он вынужден постоянно обращаться к наблюдениям и экспериментам, чтобы проверить свои выводы. Наблюдение как раз и является тем звеном, которое связывает теорию с опытом, теоретические исследования с эмпирическими.
|
||
|
||
\subsection{Описание}
|
||
Описание — это прием фиксации информации наблюдения, его завершающий этап. С помощью описания информация органов чувств переводится на язык знаков, понятий, схем, графиков, обретая форму, удобную для последующей рациональной обработки (систематизации, классификации, обобщения и т.д.). Описание осуществляется не на базе естественного языка с его аморфностью, амбивалентностью, полисемантикой, а на базе искусственного языка, который отличается логической строгостью и однозначностью. Описание может быть ориентировано на качественную или количественную определенность. Количественное описание требует фиксированных измерительных процедур, что обусловливает необходимость расширения фактофиксирующей деятельности субъекта познания за счет включения такой операции познания, как измерение.
|
||
|
||
\subsection{Измерение}
|
||
Измерение — это прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества. Измерение отнюдь не второстепенный прием. Это некая система обеспечения познания. На его значимость указал Д.И. Менделеев, заметив, что знание меры и веса — это единственный путь к открытию законов. В процессе измерения субъект познания, устанавливая количественные отношения между явлениями, открывает некоторые общие связи между ними. Измеряя те или иные физические величины массы, заряда, силы тока, субъект познания вскрывает качественную определенность исследуемого объекта, его существенные свойства.
|
||
|
||
\subsection{Эксперимент}
|
||
Характерная особенность эксперимента как специального эмпирического метода исследования заключается в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Исследователь здесь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания. Он может осуществить это, либо изолировав исследуемые явления от некоторых внешних факторов, либо изменив пределенные условия, в которых они происходят. И в том и другом случае результаты испытаний должны точно фиксироваться и контролироваться. Таким образом, дополнение простого наблюдения активным воздействием на изучаемый процесс, превращает эксперимент в весьма эффективный метод эмпирического исследования.
|
||
|
||
Эксперимент — это особый прием познания, представляющий системное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта в процессе преднамеренных и контролируемых пробных воздействий субъекта на объект исследования. В эксперименте субъект познания изучает проблемную ситуацию, чтобы получить исчерпывающую информацию. Исследуемый объект наблюдения контролируется в специально заданных условиях, что обеспечивает возможность фиксировать все свойства, связи, отношения, меняя параметры условий. Поскольку экспериментатор задает условия, эксперимент таит в себе опасность переоценки одних свойств и отношений и недооценки других. Все это требует от исследователя особой технологической дисциплины, которая включает:
|
||
\begin{itemize}
|
||
\item [--] уяснение проблемы и выдвижение рабочей гипотезы ее решения;
|
||
\item [--] определение параметров эксперимента и создание экспериментальной установки (обстановки);
|
||
\item [--] обеспечение контроля за условиями эксперимента;
|
||
\item [--] возможность повторного контроля и эксперимента;
|
||
\item [--] фактофиксирующую деятельность субъекта познания и описание полученного результата.
|
||
\end{itemize}
|
||
|
||
Учитывая особые возможности эксперимента, его часто применяют для проверки научных гипотез, и в этом смысле эксперимент, являясь одной из форм практики, выполняет функцию критерия истинности теоретического знания. В области теоретического знания хорошо зарекомендовал себя мысленный эксперимент. Он представляет собой систему продуманных процедур над идеализированными объектами. В практику социальной действительности широко внедряется социологический эксперимент, ориентированный на обеспечение новых форм социальной организации и оптимизации общественного регламента. Специфика социологического эксперимента заключается в том, что субъект познания имеет дело с особым объектом. В качестве объекта познания выступают люди. Это обстоятельство накладывает на экспериментатора повышенную ответственность. Содержание и процедуры социологического эксперимента предполагают обусловленность его не только моральными, но и правовыми нормами.
|
||
|
||
\section{Заключение}
|
||
Всё в мире находится во взаимной связи, которая порождает активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие. Развитие обусловлено различными видами связи. Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейших из которых являются эмпирическая и теоретическая.
|
||
|
||
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.
|
||
|
||
Эмпирическое познание направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент. Однако не следует забывать, что опыт никогда, тем более в современной науке, не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки — это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы, «концептуальные каркасы действительности». Они состоят из абстрактных объектов («идеальных конструктов») разного рода — постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т.п.
|
||
|
||
На основе эмпирических данных исследуемые объекты мысленно объединяются, постигается их сущность, «внутреннее движение», законы их существования, составляющие основное содержание теорий — «квинтэссенции» знания на данном уровне.
|
||
|
||
\newpage
|
||
\section{Список литературы}
|
||
\begin{enumerate}
|
||
\item Философия : [Учеб. для с.-х. и техн. вузов] / В.П. Агафонов, Д.Ф. Казаков, Д.Д. Рачинский. - Москва : МСХА, 2000. - 495 с.
|
||
\item Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.
|
||
\item Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон. Москва : Социально-экономическое издательство, 1958. - 240 с.
|
||
\item Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. - М.: Феникс, 2003. - 640 c.
|
||
\item Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. / В.А. Канке - М.: Логос, 2008. - 400 c.
|
||
\item Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учеб. пособие. / Т.Г. Лешкевич - М.: ИНФРА-М, 2006. - 272 с.
|
||
\item Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. / Г.И. Рузавин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.
|
||
\item Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М: Гардарики, 2009г.
|
||
\item Основы философии: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]; под ред В.П. Кохановского - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 640 с.
|
||
\item Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
|
||
\end{enumerate}
|
||
\end{document} |