gb-java-devel/scenarios/jtc2-02b.tex

134 lines
11 KiB
TeX
Raw Blame History

This file contains ambiguous Unicode characters

This file contains Unicode characters that might be confused with other characters. If you think that this is intentional, you can safely ignore this warning. Use the Escape button to reveal them.

\documentclass[russian]{beamer}
\usepackage{multicol}
\usepackage[russian]{babel}
\usepackage{fontspec}
\input{../settings/fancy-listings-preamble}
\usepackage{forest}
\makeatletter
\def\beamer@framenotesbegin{% at beginning of slide
\usebeamercolor[fg]{normal text}
\gdef\beamer@noteitems{}%
\gdef\beamer@notes{}%
}
\makeatother
\newcommand{\code}[1]{\small{\texttt{\detokenize{#1}}}\normalsize}
% \setbeamertemplate{note page}{\pagecolor{yellow!5}\insertnote}
% \setbeameroption{show notes on second screen=right}
\usetheme{Madrid}
\usecolortheme{seahorse}
\setsansfont{IBM Plex Sans}
\title{Специализация: данные и функции}
\author{Иван Игоревич Овчинников}
\institute[GB: Java]{GeekBrains. Java Core.}
\date{2022}
\begin{document}
\setbeamertemplate{enumerate items}[circle]
\setbeamertemplate{note page}[plain]
\setbeameroption{show notes}
\frame{\titlepage}
\note{Перейдём к интересному: что можно хранить в джаве, как оно там хранится, и как этим манипулировать}
\begin{frame}
\frametitle{В предыдущих сериях}
\begin{itemize}
\item Краткая история (причины возникновения);
\item инструментарий, выбор версии;
\item CLI;
\item структура проекта;
\item документирование;
\item некоторые интересные способы сборки проектов.
\end{itemize}
\end{frame}
\note{
На прошлом уроке мы коротко поговорили об истории и причинах возникновения языка джава, вскользь посмотрели на инструментарий, который позволит нам писать на джава и получать результат, поверхностно изучилит интерфейс командной строки, научились стремительно создавать довольно симпатичную документацию к своему коду и посмотрели на то как можно автоматизировать ручную работу при компиляции своих проектов.
}
\begin{frame}
\frametitle{На этой лекции}
\end{frame}
\note{
Будет рассмотрен базовый функционал языка, то есть основная встроенная функциональность, такая как математические операторы, условия, циклы, бинарные операторы. Далее способы хранения и представления данных в Java, и в конце способы манипуляции данными, то есть функции (в терминах языка называющиеся методами).
}
\begin{frame}
\frametitle{Типы, преобразование типов}
\end{frame}
\note{
Хранение данных в Java осуществляется привычным для программиста образом: в переменных и константах, желательно именованных, но об этом позже, для начала поговорим о том, какие вообще бывают языки относительно типов и собственно типы.
Итак, языки программирования бывают типизированными и нетипизированными (бестиповыми). Про нетипизированные языки мы много говорить не будем, они не представляют интереса не только для джава программистов, но и в целом, в современном программировании.
}
\begin{frame}
\frametitle{Типы, преобразование типов}
рисунок перфокарты
\end{frame}
\note{
Отсутствие типизации в основном присуще чрезвычайно старым и низкоуровневым языкам программирования, например, Forth и некоторым ассемблерам. Все данные в таких языках считаются цепочками бит произвольной длины и, как следует из названия, не делятся на типы. Работа с ними часто труднее, и при чтении кода не всегда ясно, о каком типе переменной идет речь. При этом часто безтиповые языки работают быстрее типизированных, но описывать с их помощью большие проекты со сложными взаимосвязями довольно утомительно.
}
\begin{frame}
\frametitle{Типы, преобразование типов}
Java является языком со \textbf{строгой} (также можно встретить термин «\textbf{сильной}») \textbf{явной} \textbf{статической} типизацией.
\end{frame}
\note{
Что это значит?
\begin{itemize}
\item Статическая типизация означает, что у каждой переменной должен быть тип и мы этот тип поменять не можем. Этому свойству противопоставляется динамическая типизация, где мы можем назначить переменной сначала один тип, потом заменить на другой;
\item Термин явная типизация говорит нам о том, что при создании переменной мы должны ей обязательно присвоить какой-то тип, явно написав это в коде. Бывают языки с неявной типизацией, например, Python, там можно как указать тип, так его и не указывать, язык сам попробуед по контексту догадаться, что вы имели ввиду;
\item Строгая (или иначе сильная) типизация означает, что невозможно смешивать разнотипные данные. Тут есть некоторая оговорка, о которой мы поговорим позже, но с формальной точки зрения язык джава - это язык со строгой типизацией. С другой стороны, существует JavaScript, в котором запись 2 + true выдаст результат 3.
\end{itemize}
}
\begin{frame}
\frametitle{Типы, преобразование типов}
таблица из методички «Основные типы данных в языке Java»
\end{frame}
\note{
Все данные в Java делятся на две основные категории: примитивные и ссылочные. Примитивных всего восемь и это, наверное, первое, что спрашивают на джуниорском собеседовании, это байт, шорт, инт, лонг, флоут, дабл, чар и булин. как вы можете заметить в этой таблице, каждый из типов имеет диапазон значений, а значит основное их отличие в объёме занимаемой памяти.
}
Данные: типы, преобразование типов, константы и переменные (примитивные, ссылочные), бинарное представление, массивы (ссылочная природа массивов, индексация, манипуляция данными);
Базовые функции языка: математические операторы, условия, циклы, бинарные операторы;
Функции: параметры, возвращаемые значения, перегрузка функций;
\begin{frame}
\frametitle{Антипаттерн «магические числа»}
кусок Петренко, спасибо ему за идею
\end{frame}
\note{
В прошлом примере мы использовали антипаттерн - плохой стиль для написания кода. Число 18 используется в коде коде без пояснений. Такой антипаттерн называется "магическое число". Рекомендуется помещать числа в константы, которые храняться в начале файла.
ADULT = 18
age = float(input('Ваш возраст: '))
how\_old = age - ADULT
print(how\_old, "лет назад ты стал совершеннолетним")
Плюсом такого подхода является возможность легко корректировать большие проекты. Представьте, что в вашем коде несколько тысяч строк, а число 18 использовалось несколько десятков раз.
При развертывании проекта в стране, где совершеннолетием считается 21 год вы будете перечитывать весь код в поисках магических "18" и править их на "21". В случае с константой изменить число нужно в одном месте.
Дополнительный сложности могут возникнуть, если в коде будет 18 как возраст совершеннолетия и 18 как коэффициент для рассчёт чего-либо. Теперь править кода ещё сложнее, ведь возраст изменился, а коэффициент -нет. В случае с сохранением значений в константы мы снова меняем число в одном месте.
}
%константы и переменные (примитивные, ссылочные), бинарное представление, массивы (ссылочная природа массивов, индексация, манипуляция данными)
% \subsection{Базовый функционал языка}
% \subsubsection{Математические операторы}
% \subsubsection{Условия}
% \subsubsection{Циклы}
% \subsubsection{Бинарные арифметические операторы};
% \subsection{Функции}
% параметры, возвращаемые значения, перегрузка функций
\end{document}