gb-java-devel/seminars/jtc1-01c.tex

360 lines
24 KiB
TeX
Raw Blame History

This file contains ambiguous Unicode characters

This file contains Unicode characters that might be confused with other characters. If you think that this is intentional, you can safely ignore this warning. Use the Escape button to reveal them.

\documentclass[../j-spec.tex]{subfiles}
\usepackage{spreadtab}
\begin{document}
\sloppy
\section{Семинар: компиляция и интерпретация кода}
\subsection{Инструментарий}
\begin{itemize}
\item Презентация для преподавателя, ведущего семинар;
\item \href{https://drive.google.com/file/d/1LWyE8aEy4-1gsognqhXIXwDcoLviVge4/view}{Фон} GeekBrains для проведения семинара в Zoom;
\item \href{https://jupyter.org/install}{Jupyter Notebook} для практики и примеров используется Jupyter notebook (потребуется установить \href{https://www.python.org/downloads/}{Python} и ядро \href{https://github.com/SpencerPark/IJava}{IJava}) и любой терминал операционной системы (bash, zsh, cmd);
\item JDK любая 11 версии и выше;
\end{itemize}
\subsection{Цели семинара}
\begin{itemize}
\item Закрепить полученные на лекции знания, касающиеся компиляции, интерпретации кода и создания программной документации;
\item Получить практический навык настройки терминала ОС для компиляции и исполнения кода, установки сторонних библиотек для интерпретации;
\item Попрактиковаться в написании терминальных команд и простых проектов. Лучше понять принцип импортирования кода и сборки проекта.
\end{itemize}
\subsection{План-содержание}
\noindent
\begin{spreadtab}{{longtable}{|p{37mm}|l|l|p{90mm}|}}
\hline
@ Что происходит & @ Время & @ Слайды & @ Описание \\
\hline
\endhead
@ Организационный момент & 5 tag(beg) & @ 1-4 & @ Преподаватель ожидает студентов, поддерживает активность и коммуникацию в чате, озвучиает цели и планы на семинар. Важно упомянуть, что выполнение домашних заданий с лекции является, фактически, подготовкой к семинару \\
\hline
@ Quiz & 5 & @ 3-14 & @ Преподаватель задаёт вопросы викторины, через 30 секунд демонстрирует слайд-подсказку и ожидает ответов (4 вопроса, по минуте на ответ) \\
\hline
@ Рассмотрение ДЗ & 15 & @ 15-18 & @ Преподаватель демонстрирует свой вариант решения домашнего задания с лекции, возможно, по предварительному опросу, демонстрирует и разбирает вариант решения одного из студентов \\
\hline
@ Вопросы и ответы & 10 & @ 19 & @ Преподаватель ожидает вопросов по теме прошедшей лекции, викторины и продемонстрированной работы \\
\hline
@ Задание 1 & 10 & @ 20-22 & @ Создать, скомпилировать, запустить и продемонстрировать простой проект без использования среды разработки. Показать выполненные терминальные команды, результат компиляции. (* отделить исходный код от скомпилированных файлов, ** сложить исходный код в пакет) \\
\hline
@ Перерыв (если нужен) & 5 & @ 26 & @ Преподаватель предлагает студентам перерыв на 5 минут (студенты голосуют) \\
\hline
@ Задание 2 & 10 & @ 23-25 & @ Настроить окружение Jupyter Notebook с ядром Java, создать одну ячейку с переменной, а вторую с выводом значения этой переменной стандартным способом. Дополнить ячейки описанием markdown. (* осуществить форматированный вывод, ** сохранить форматирующую строку в ячейке с переменной) \\
\hline
@ Задание 3 & 15 & @ 27-29 & @ К проекту из задания 1 добавить ещё один класс в соседнем пакете, как это было показано на лекции и комментарии в стиле Javadoc. Комментарии необходимо добавить как к методам, так и к классам. Сгенерировать программную документацию. (* создать документацию на каждый пакет по отдельности) \\
\hline
@ Домашнее задание & 5 & @ 39 & @ Объясните домашнее задание, подведите итоги урока \\
\hline
@ Рефлексия & 10 tag(end) & @ 40-42 & @ Преподаватель запрашивает обратную связь \\
\hline
@ Длительность & sum(cell(beg):cell(end)) & & \\
\hline
\end{spreadtab}
\subsection{Подробности}
\subsubsection{Организационный момент}
\begin{itemize}
\item \textbf{Цель этапа:} Позитивно начать урок, создать комфортную среду для обучения.
\item \textbf{Тайминг:} 3-5 минут.
\item \textbf{Действия преподавателя:}
\begin{itemize}
\item Презентует название курса (первый раз) и семинара;
\item Рассказывает немного о себе;
\item Запрашивает активность от аудитории в чате;
\item Презентует цели курса и семинара;
\item Презентует краткий план семинара и что студент научится делать.
\end{itemize}
\end{itemize}
\subsubsection{Quiz}
\begin{itemize}
\item \textbf{Цель этапа:} Вовлечение аудитории в обратную связь.
\item \textbf{Тайминг:} 5-7 минут (4 вопроса, по минуте на ответ).
\item \textbf{Действия преподавателя:}
\begin{itemize}
\item Преподаватель задаёт вопросы викторины, представленные на слайдах презентации;
\item через 30 секунд демонстрирует слайд-подсказку и ожидает ответов.
\end{itemize}
\item \textbf{Вопросы и ответы:}
\begin{enumerate}
\item Какой механизм используется для непосредственного исполнения скомпилированного кода? (3)
\begin{enumerate}
\item JDK;
\item JRE;
\item JVM.
\end{enumerate}
\item Какая сущность только объединяет классы по смыслу? (1)
\begin{enumerate}
\item Пакеты;
\item Библиотеки;
\item Фреймворки.
\end{enumerate}
\item Основная единица исходного кода программы - это? (2)
\begin{enumerate}
\item Функция;
\item Класс;
\item Файл.
\end{enumerate}
\item Какой ключ используется для указания папки назначения? (1)
\begin{enumerate}
\item \code{-d};
\item \code{-out};
\item \code{-to}.
\end{enumerate}
\end{enumerate}
\end{itemize}
\subsubsection{Рассмотрение ДЗ}
\begin{itemize}
\item \textbf{Цель этапа:} Пояснить неочевидные моменты в формулировке ДЗ с лекции, синхронизировать прочитанный на лекции материал к началу семинара.
\item \textbf{Тайминг:} 15-20 минут.
\item \textbf{Действия преподавателя:}
\begin{itemize}
\item Преподаватель демонстрирует свой вариант решения домашнего задания из лекции;
\item возможно, по предварительному опросу, демонстрирует и разбирает вариант решения одного из студентов.
\end{itemize}
\item \textbf{Домашнее задание из лекции:}
\begin{itemize}
\item Создать проект из трёх классов (основной с точкой входа и два класса в другом пакете), которые вместе должны составлять одну программу, позволяющую производить четыре основных математических действия и осуществлять форматированный вывод результатов пользователю.
\textbf{Вариант решения}
\begin{figure}[H]
\centering
\includegraphics[width=100mm]{sem-01-struct.png}
\caption{Структура проекта}
\end{figure}
\lstinputlisting[language=Java,style=JCodeStyle,caption={Код основного класса}]{src/s01-h01-Main.java}
\lstinputlisting[language=Java,style=JCodeStyle,caption={Код считающего класса}]{src/s01-h01-OtherClass.java}
\lstinputlisting[language=Java,style=JCodeStyle,caption={Код декоратора}]{src/s01-h01-Decorator.java}
\item Скомпилировать проект, а также создать для этого проекта стандартную веб-страницу с документацией ко всем пакетам.
\textbf{Вариант решения}
\begin{lstlisting}[language=bash,style=ASMStyle,caption={Команды компиляции}]
javac -sourcepath ./src -d out src/ru/gb/jcore/sample/Main.java
java -classpath ./out ru.gb.jcore.sample.Main
\end{lstlisting}
\begin{figure}[H]
\centering
\includegraphics[width=60mm]{sem-01-hw2-compile.png}
\caption{Результат компиляции}
\end{figure}
\begin{lstlisting}[language=bash,style=ASMStyle,caption={Команда создания документации}]
javadoc -d docs -sourcepath ./src -cp ./out -subpackages ru
\end{lstlisting}
\begin{figure}[H]
\centering
\includegraphics[width=120mm]{sem-01-hw2-doc.png}
\caption{Результат создания документации}
\end{figure}
\item Создать Makefile с задачами сборки, очистки и создания документации на весь проект.
\textbf{Вариант решения}\footnote{Обратите внимание, что все отступы сделаны не пробелами, а табуляцией, иначе Makefile не работает}
\lstinputlisting[style=CCodeStyle,caption={Makefile}]{src/s01-h03-Makefile}
\begin{figure}[H]
\centering
\includegraphics[width=80mm]{sem-01-hw03.png}
\caption{Результат выполнения тасков}
\end{figure}
\item *Создать два Docker-образа. Один должен компилировать Java-проект обратно в папку на компьютере пользователя, а второй забирать скомпилированные классы и исполнять их.
\textbf{Вариант решения}
Для упрощения был использован docker compose, вместо чистого Docker. Файлы, компилирующие и исполняющие программу представлены в листингах ниже. Оба эти файла запускаются из корня папки проекта командами
\begin{verbatim}
docker compose -f docker-compose-class.yml up
docker compose -f docker-compose-exec.yml up
\end{verbatim}
соответственно.
\lstinputlisting[style=CCodeStyle,caption={docker-compose-class.yml}]{src/s01-h04-docker-compose-class.yml}
\lstinputlisting[style=CCodeStyle,caption={docker-compose-exec.yml}]{src/s01-h04-docker-compose-exec.yml}
\end{itemize}
\end{itemize}
\subsubsection{Вопросы и ответы}
\begin{itemize}
\item \textbf{Ценность этапа} Вовлечение аудитории в обратную связь, пояснение неочевидных моментов в материале лекции и другой проделанной работе.
\item \textbf{Тайминг} 5-15 минут
\item \textbf{Действия преподавателя}
\begin{itemize}
\item Преподаватель ожидает вопросов по теме прошедшей лекции, викторины и продемонстрированной работы;
\item Если преподаватель затрудняется с ответом, необходимо мягко предложить студенту ответить на его вопрос на следующем семинаре (и не забыть найти ответ на вопрос студента!);
\item Предложить и показать пути самостоятельного поиска студентом ответа на заданный вопрос;
\item Посоветовать литературу на тему заданного вопроса;
\item Дополнительно указать на то, что все сведения для выполнения домашнего задания, прохождения викторины и работы на семинаре были рассмотрены в методическом материале к этому или предыдущим урокам.
\end{itemize}
\end{itemize}
\subsubsection{Задание 1}
\begin{itemize}
\item \textbf{Ценность этапа} Создание, компиляция и запуск проектов без использования среды разработки.
\item \textbf{Тайминг} 10-20 минут.
\item \textbf{Действия преподавателя}
\begin{itemize}
\item Пояснить студентам ценность этого опыта (запуск приложений на сервере, в контейнерах, настройка CI/CD в пет-проектах);
\item Выдать задание группам студентов, показать где именно следует искать терминал ОС;
\item Если группа студентов справилась с заданием, а времени осталось более 5 минут, выдавать группе задания «со звёздочкой».
\end{itemize}
\item \textbf{Задания}:
\begin{itemize}
\item Создать, скомпилировать, запустить и продемонстрировать простой проект без использования среды разработки.
\textbf{Вариант решения}
\begin{lstlisting}[language=Java,style=JCodeStyle,caption={Простейший проект}]
public class Main {
public static void main(String[] args) {
System.out.println("Hello, world!");
}
}
\end{lstlisting}
\begin{lstlisting}[language=bash,style=ASMStyle,caption={Команды компиляции}]
javac Main.java
java Main
\end{lstlisting}
\item [$*_1$] отделить исходный код от скомпилированных файлов
\textbf{Вариант решения}
\begin{lstlisting}[style=ASMStyle]
javac -d out Main.java
java -classpath ./out Main
\end{lstlisting}
\item [$*_2$] сложить исходный код в пакет с глубиной иерархии не менее 3.
\textbf{Вариант решения}
Вручную создать соответствующие вложенные папки, переместить в них файл с исходным кодом \code{Main.java} и написать оператор \code{package} первой строкой файла \code{Main.java}.
\begin{lstlisting}[style=ASMStyle]
javac -d out ru/gb/jcore/Main.java
java -classpath ./out ru.gb.jcore.Main
\end{lstlisting}
\end{itemize}
\end{itemize}
\subsubsection{Задание 2}
\begin{itemize}
\item \textbf{Ценность этапа} Настройка и изучение дополнительного инструментария для создания проектов и описания работы фрагментов кода в виде Jupyter notebook.
\item \textbf{Тайминг} 10-15 минут.
\item \textbf{Действия преподавателя}
\begin{itemize}
\item Пояснить студентам ценность этого опыта (использование скриптовых возможностей среды разработки, таких как написание простых фрагментов кода без необходимости создавать большой проект в тяжеловесной среде разработки);
\item Пояснить студентам в каком виде выполнять и сдавать задания;
\item Выдать задание группам студентов, показать где и как скачивать необходимый инструментарий, если он ещё не установлен;
\item Если группа студентов справилась с заданием, а времени осталось более 5 минут, выдавать группе задания «со звёздочкой».
\end{itemize}
\item \textbf{Задания}
\begin{itemize}
\item Настроить окружение Jupyter Notebook с ядром IJava, создать одну ячейку с переменной, а вторую с выводом значения этой переменной стандартным способом. Дополнить ячейки описанием markdown.
\begin{figure}[H]
\centering
\includegraphics[width=120mm]{sem-01-t2-1.png}
\caption{Вариант решения}
\end{figure}
\item [$*_1$] осуществить форматированный вывод
\begin{lstlisting}[language=Java,style=JCodeStyle,caption={Вариант решения (вторая ячейка)}]
System.out.print("Your number is " + a);
\end{lstlisting}
\item [$*_1$] сохранить форматирующую строку в ячейке с переменной
\begin{figure}[H]
\centering
\includegraphics[width=120mm]{sem-01-t2-2.png}
\caption{Вариант решения}
\end{figure}
\end{itemize}
\end{itemize}
\subsubsection{Задание 3}
\begin{itemize}
\item \textbf{Ценность этапа} Закрепление навыков создания стандартной программной документации.
\item \textbf{Тайминг} 15-20 минут
\item \textbf{Действия преподавателя}
\begin{itemize}
\item Пояснить студентам ценность этого опыта (описание пет-проектов для потенциальных соисполнителей, создание базы знаний по проекту на случай длительных пауз в работе)
\item Выдать задание группам студентов
\item Если группа студентов справилась с заданием, а времени осталось более 5 минут, выдать группе задание «со звёздочкой».
\end{itemize}
\item \textbf{Задания}
\begin{itemize}
\item К проекту из задания 1 добавить ещё один класс в соседнем пакете, как это было показано на лекции, и комментарии в стиле Javadoc. Комментарии необходимо добавить как к методам, так и к классам. Сгенерировать общую программную документацию.
\textbf{Вариант решения}
\begin{figure}[H]
\centering
\includegraphics[width=80mm]{sem-01-t3-1.png}
\caption{Иерархия получившегося проекта}
\end{figure}
\lstinputlisting[language=Java,style=JCodeStyle,caption={Основной класс}]{src/s01-t3-Simple.java}
\lstinputlisting[language=Java,style=JCodeStyle,caption={Вспомогательный класс}]{src/s01-t3-Complex.java}
\begin{lstlisting}[language=bash,style=ASMStyle,caption={Команды компиляции и создания документации}]
javac -sourcepath . -d out ru/gb/Simple.java
java -classpath ./out ru.gb.Simple
javadoc -d doc -sourcepath . -cp ./out -subpackages ru
\end{lstlisting}
\item [$*_1$] создать документацию на каждый пакет по отдельности
\begin{lstlisting}[language=bash,style=ASMStyle,caption={Вариант решения}]
javadoc -d doc_gb -sourcepath . -cp ./out ru.gb
javadoc -d doc_bg -sourcepath . -cp ./out ru.bg
\end{lstlisting}
\end{itemize}
\end{itemize}
\subsubsection{Домашнее задание}
\begin{itemize}
\item \textbf{Ценность этапа} Задать задание для самостоятельного выполнения между занятиями.
\item \textbf{Тайминг} 5-10 минут.
\item \textbf{Действия преподавателя}
\begin{itemize}
\item Пояснить студентам в каком виде выполнять и сдавать задания
\item Уточнить кто будет проверять работы (преподаватель или ревьювер)
\item Объяснить к кому обращаться за помощью и где искать подсказки
\item Объяснить где взять проект заготовки для дз
\end{itemize}
\item \textbf{Задания}
\begin{enumerate}
\item Решить все задания (в том числе «со звёздочкой»), если они не были решены на семинаре, без ограничений по времени;
\item Создать докер образ для формирования полной документации по проекту/
\end{enumerate}
\end{itemize}
\subsubsection{Рефлексия и завершение семинара}
\begin{itemize}
\item \textbf{Цель этапа:} Привести урок к логическому завершению, посмотреть что студентам удалось, что было сложно и над чем нужно еще поработать
\item \textbf{Тайминг:} 5-10 минут
\item \textbf{Действия преподавателя:}
\begin{itemize}
\item Запросить обратную связь от студентов.
\item Подчеркните то, чему студенты научились на занятии.
\item Дайте рекомендации по решению заданий, если в этом есть необходимость
\item Дайте краткую обратную связь студентам.
\item Поделитесь ощущением от семинара.
\item Поблагодарите за проделанную работу.
\end{itemize}
\end{itemize}
\end{document}