BMSTU/01-scientific-knowledge-met...

162 lines
32 KiB
Org Mode
Raw Permalink Blame History

This file contains ambiguous Unicode characters

This file contains Unicode characters that might be confused with other characters. If you think that this is intentional, you can safely ignore this warning. Use the Escape button to reveal them.

Иноземцев Владимир Александрович
Методология научного познания (просто методология)
Учебник: Петров Ю.А., Лебедев
* оргвопросы
практика и семинары не предполагаются, зачёт
курс разбиваем на 2 части: лекционная, защита реферата 7-8 занятий ноябрь-декабрь
3 модуля:
- теория
- защита
- остатки
список тем ок 15.09 (2-3 человека на одну тему) Защита в конце октября
Тема: Аналитические и вероятностно-статистические методы исследования
реферат оформление 12-15 стр:
1. титул ФИО препод тема, без содержания.
2. введение 1стр (актуальность, цели, задачи, объект, субъект)
3. цели и задачи (цель всегда одна и коррелирует с названием, задачи - это подразделение цели, их много, цель дробим на 3-4 задачи, например: определить, рассмотреть, ...)
4. основная часть работы
5. заключение (повторение, выжимка основной части)
6. список литературы (по ГОСТу)
ссылки на список литературы [1], [1, с.105]
При защите реферата времени около 6-8 минут, важно сделать акцент на актуальности, целях и задачах, результате и выводах. Работаем очно без презентаций, а заочно с презой.
* Структура курса
0. Предмет методологии: один из центральных разделов гносеологию (теория познания), входит в состав общего курса философии
1. История методологии
1.1. возникновение метода идей в эпоху античности
- первые мыслители методологии на стыке с логикой сократ платон и аристотель: занимались анализом методов дедукции и индукции как методами научного познания
- в средние века исчезает в связи с религиозными течениями, но, несмотря на это разработана модальная логика, логическая семантика и прочие разделы средней логики. Предположительно это связано с чтением религиозных текстов, требующих логики, но отрицающих науку и технику.
1.2. появление методологии в 17м веке
- рене декарт основоположник рационализма и всей рационалистической методологии. возвращается к аристотелевскому подходу
- френсис бэкон основоположник естествознания, основоположник эмпирической методологии
- методология научного познания незначительно развивалась в эпохе просвещения
1.3. развитие методологии в раннем позитивизме
- разработан огюстом контом (осуществил ревизиию науки и философии того времени)
- 1850-1970-е превалировал позитивизм
1.4. методология идей неопозитивизма
- 20е-30е годы ХХ века: венский кружок, варшавская школа, логический неопозитивизм
- концентрация на математизации научного знания
- разработка и анализ структур научного знания, языков науки, логических языков
1.5. методология постпозитивизма
- 50е-70е годы ХХ века: лакатош, поппер, полони, кун. Их объединяет анализ динамики научного знания, в отличие от неопозитивизма, который скорее создавал методологический язык.
- изучалась история наук, история методологии, привлекался материал из прошлого и смежных областей
1.6. современная методология
- плюралистичность (прагматизм, марксизм, постмодернизм) и другие смешения
- вопросы не изучения внутренней динамики развития науки (интерналистский подход) а вписывание методологии научного познания в общий контекст развития (экстернализм)
2. Теоретические пробемы методологии
2.1. структура современной методологии
2.2. научное знание и научная рациональность
- классическая научная рациональность
- неклассическая научная рациональность
- постнеклассическая научная рациональность
2.3. структура и уровни научного познания
- эмпирический (наблюдение, эксперименты)
- теоретический (формализация)
- метатеоретический (философские методы)
- чувственный уровень научного познания выделен лебедевым
- гносеология (в принципе знание) - чувственное и рациональное
- внутри эпистемология (научное)
- внутри методология (подраздел)
2.4. основания науки (ввёл Стёпин, разрабатывает Лебедев)
- научная картина мира
- идеалы и нормы научного исследования
- философские основания науки
все менялись на всех этапах развития методологии.
переходы от одних оснований науки к другим - это научные революции. Первым говорил об этом Томас Кун, ввёл понятие. Хотя больше говорить о научных революциях присуще марксистам.
2.5. динамика научного знания
- почему происходит
- почему происходит рост
- понимание истины в науке
* История методологии
латинский становится общим языком науки только на рубеже нашей эры. до этого использовались греческие термины.
до 17 века всё образование в европе происходило на латинском языке.
- формирование методологии (в рамках античной философии)
- развитие методологии (в новое время)
** возникновение методологии и формирование методологии в период античности
*** особенности античной науки (древняя грефия, древний рим)
- наука была не похожа на современную и даже на науку начала нового времени
- для обозначения использовался термин Философия. в качестве главного образа учёного выступал философ (в средние века вся наука локализовалась в церкви и образом стал монах или священнослужитель)
- созерцательный и умозрительных характер. господство рабовладельческого строя, и любая практическая деятельность, в том числе эмпирическая деятельность учёного - это удел рабов. несмотря на то что философия больше был удел рабовладельцев, поэтому они не занимались практической деятельностью, а созерцали. созерцание (др греч теория). несмотря на это был сделан ряд некоторых умозаключений, например, анатомичность. считалось, что можно весь мир познать с помощью ума. Парменид, Платон.
- в основе лежал принцип разумного или достаточного основания. в отличие от мифологии и религии где многие положения принимаются на веру. так Сократ, и представители классической школы были нацелены на критическое освоение действительности, не принимались на веру, а должны были быть доказаны. то есть обоснованность - это основной критерий научности. Пифагор - ввёл слова философия и математика, и своих учеников поделил на две группу - опусматики простые обыватели, знание давалось без доказательства, считали пифагора богом, их было большинство, и математики - кому знание давалось только обосновано, появилась процедура доказательства (далее в средние века критерий доказательности укрепился, несмотря на господство религиозного мировоззрения)
*** формирование методологии
решение вопросов первооснов (например, число, физические явления). гносеология, теория познания. в эпоху античности была периферической областью. вся проблематика сводилась к вопросу о взаимоотношению методов познания дедукции (от общего к частному) и индукции (от частного к общему), частично интуиции. категорический силлогизм (3 высказывания, два вводных третий результат) все металлы электропроводны, медь - металл, значит медь - электропроводна. но учёные ещё не задаются вопросом откуда взялся первый тезис, проблема генерализации. (все люди смертны, сократ человек, значит сократ смертен). также это выводы из логических высказываний. индукция сводит набор множества знаний к общему. (методология Бэкона - был первый, кто начал формализовывать). в античности - это полная индукция, в целом если взяли десять предметов класса и описали свойства - можем говорить о том, что все предметы этого класса обладают этими же свойствами. у аристотеля появляется ещё один вариант полной индукции через перечисление.
Сократ и его последователи изучали природу (др греч фюзис, их называли физиками) был первым, кто обратился к изучению человека и этической проблематике (антропология и этика). занимался проблемами изучения обобщений относительно человека. своей задачей он видел определение общих этических понятий - добро, зло, честность, добродетели. как правило он приводит примеры добра зла благородства храбрости и переходит к определению этих понятий, то есть занимался индукцией. индукция и дедукция это общелогические понятия, не только научные.
Платон, его ученик. вся его методология идёт через теорию идей (основоположник идеологизма) превалировали не материальные субствнции. продолжал работу в направлении индукции. фактически только через диалоги платона у нас есть информация о том, что говорил сократ. вопрос, насколько платон свои собственные мысли привнёс в диалоги с платоном и насколько сократ - это аутентичный сократ, а не платонова проекция. платон продолжает понимание индукции как переход от частного к общему. увязывает с теорией идей. идеи - вечны и неизменны, смотрит на индукцию как на обратную дедукцию. с точки зрения исследователей 19-20 века это казалось анахронизмом, считается, что на него повлияти индийские мировоззрения, но платон считал, что знание - это припоминание того что было в прошлой жизни. сейчас считается что за этим стоит интуиция, как метод, никогда не называемый платоном.
Аристотель - создал теорию дедуктивных умозаключений. крупнейший систематизатор всей античной мысли, разделил науки на практические, теоретические и поэтические. был отцом науки, которая потом будет названа логикой, термин будет введён через 50 лет после аристотеля. написал около десятка работ Органон (инструмент). то есть логика не самостоятельна, а методологический инструмент других наук. разработал и ввёл в употребление 3 из 4 законов мышления - закон тождества, закон исключённого третьего, закон недопущения противоречия. разрабатывает категорический силлогизм, теорию индукции (использует для индукции термин диалектика, поскольку неоднозначная, не даёт совершенных знаний).
отсюда же возникает софистика (у жабы нет крыльев, у вас нет крыльев, значит вы жаба)
** средние века
религиозное мировоззрение и религиозная философия.
важнейшее достижение - появление образовательных учреждений, университетов, в отличие от античной, которая концентрировалась в школах физиков, вокруг платона аристотеля и специализированных научных школ поздней античности (александрийская школа в египте с изучением арифметики механики астрономии геометрии итд). первый универ - италия, болонья. их предшественник - монастырские школы, где монахи передавали свои знания выходцам из разных сословий. универы важны тем, что в них в широком диапазоне начинают воспроизводиться научные знания. в основном науки в итоге были гуманитарными потому что недостойно верующему человеку изучать природу, всё знание изложено в святых книгах, знать больше было не положено, получается был негласный запрет на естествознание. образованность сводилась к знанию латинского, древнееврейского, греческого. то есть филологические. знание языка и умение интерпретировать тексты. конец 13 века - роджер бэкон считает что нужно изучать природу, считается изобретателем очков, знание - сила. многие его тезисы повторялись френсисом бэконом в 17 веке
** новое время
эпоха возрождения это в первую очередь развитие искусства в италии, но в части познания не было ничего нового. 17-18 век, начало эпохи капитализма после великих географических открытий. появление мануфактур и захват новых территорий и начало исследований в области естествознания. здесь появляется две основных программы (иногда противоречащих)
1. эмпирически-индукционистская программа (методология) фрэнсиса бэкона
2. рационалистически-дедуктивистская программа (методология) рене декарта
спор школ перешёл в 18 и даже 19й век.
*** эмпирически-индукционистская программа Бэкона
1626й год простудился и умер. главная установка Бэкона - это борьба со схоластикой, аристотелем и его учениками, ультрадедуктивизмом. бэкон понял что дедукции недостаточно пишет работу под названием новый органон. противопоставляет себя аристотелю, формализует индуктивные рассуждения. рассматривает пять методов неполной научной индукции
- сходства
- различия
- соединённый метод сходства и различия
- сопутствующих изменений
- остатков
последний - это единственный, который он не успел, он будет описан в середине 19-го века джоном стюардом милем в волне раннего позитивизма. бэкон считает, что естествознание должно быть востребовано в индуктивных процедурах. считает что в эпоху схоластики появилось слишком много идолов (ошибок ума, заблуждений) и нужна большая работа по искоренению и профилактике, выделяет 4 типа:
- идолы рода - общие заблуждения, видимые человеку, связанные с восприятием человека
- идолы пещеры - платоновская аллегория пещеры, у всех есть индивидуальные особенности восприятия, с детства надо над этим работать
- идолы рынка (рыночной площади, форума) - связаны с искажением восприятия от коммуникаций, непонимания других людей, разных языков
- идолы театра - неправильная, чрезмерная вера в авторитет.
называет в работах три пути
- паука - догматика дедуктивиста
- муравья - противопоставление, эмпирик. изучает всё, что видит, собирает все факты, которые даже не всегда относятся к делу.
- пчелы - выглядит как эмпирический, но при этом избирательно
делает упор на факты и наблюдения, а не на рассуждения и дедукцию.
*** рационалистически-дедуктивистская программа декарта
1650й год умер. работы писались как ответ бэкону после его смерти. реабилитирует дедукцию, но не в аристотелевском смысле, возрождает идеи Платона. дополняет дедукцию и делает акцент не на эмпирическом, а на рационалистическом аспекте. увеличивает роль разума. Удалось построить цельную методологическую программу, антитеза Бкэону. в "Рассуждениях о методе" возвращается к изучению интуиции (интеллектуальная интуиция, по сути, свёрнутая дедукция, пропускание промежуточных этапов рассуждений). наряду с ним в этом направлении работали Спиноза и Лейбниц. рационалисты.
*** третьим можно выделить подход 20-3-е годы 17 века рационализм.
проявил себя в конкретно научных областях. ньютон, галилей. в методологии уделяют внимание роли и значению гипотезы. к 19му веку оформиловь в гипотетико-дедуктивный метод. попытка отказаться от крайностей первых двух подходов, обращение к реальным результатам научного познания. можно выделить второе крыло связанное с завершителями первой и второй парадигмы - блок (англ учёный) и лейбниц.
*** Кант априористско-дедуктивистская концепция
вещи-в-себе, империум.
вещи в себе не могут быть постигнуты. пытается нащупать основопологающие моменты априорного знания. врождённые идеи (встречаются и у платона и у декарта). кант продолжает линию декарта, но превращает её в более общую. впервые представляет познание как бесконечный процесс.
*** Гегель
один из первых формулирует в современном значении диалектический метод.
диалектика это
- античность это искусство спора ради достижения истины
- средние века это формальная логика (аристотелева)
- новое время это диалектический метод (по сути в понимании Гегеля (идеалистически) и Маркса (материалистически) это три законы 1 единства и борьбы противоположностей, 2 отрицания отрицания, 3 перехода количества в качество).
внёс явный отрицательный оттенок в термин метафизика.
- античность важнейшая работа аристотеля, то что он называет пераой философией
- средние века (кант тоже пользовался) не было негатива, теоретическая философия.
- новое время (гегель) - метод, противостоящий диалектическому.
* методология раннего позитивизма (вторая половина 19-го века)
включает в себя множество школ и направлений. можно свести в несколько основных волн:
** раний Позитивизм 30-80е годы 19го века (фр Конт, анг Милль, анг Спенсер)
Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)
- Теологическая (античность) — в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени: фетишизм, политеизм и монотеизм.
- Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
- Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
- Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
- Метафизическая (возрождение и новое время) — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
- Позитивная (1930+) — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для научной революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.
Милль добавляет метод остатка к индуктивистским методам Бэкона.
Спенсер популяризует позитивизм. Формирует понятие системного подхода, глобальный эволюционизм (геология до дарвина, затем знаменитая работа дарвиа, затем распространение от астрономии до социальных наук). выделяет эволюцию в неживой, живой природе и социальной эволюции.
** неокантианство
возврат к идеям канта, выделяют два типа: науки о прирроде, науки о духе.
** махизм или империокрейтицизм (физик эрнст мах, швейцарский химик аринариус)
критика опыта, сыграл связующую роль разных волн позитивизма. единственное направление, которое раскритиковал Ленин.
** неопозитивизм
1. венский кружок
2. львовско-варшавская школа
* подходы к классификации научной рачиональности
выделяются конкретные культурно-исторические типы науки
1. восточная преднаука
2. античная наука
3. средневековая наука
4. классическая наука
5. неоклассическая наука
6. постнеклассическая наука